Статьи

"Лес" Островского, или Провинциальный театр масок

Эссе-комментарий к тезисам филолога о русской комедии 1870 года
«Лес» — театр в театре, потому что основные участники ин­триги стремятся достичь своих целей, задумывая и ставя каждый свой спектакль. Но прежде чем развернутся и придут в столкновение эти спектакли, драматург готовит сцену и зрителей. Помимо действующих лиц, «актеров» Гурмыжской и Несчастливцева, Улиты и Счастливцева, Островский вводит в пьесу и «зрителей» — соседей Гурмыжской. Не участвуя в интриге, они абсолютно необходимы не только для характеристики того мира, в котором развернутся события (это обычно в театре Остров­ского), но ещё и как те, для кого разыграны спектакли.
Анна Ивановна Журавлева, 1938 - 2009, литературовед, историк русской литературы
А.И. Журавлева, описывая художественное своеобразие комедии «Лес» Александра Николаевича Островского, характеризует особенности создания интриги.

Во-первых, она пишет, что «Лес» — «театр в театре», потому что «основные участники интриги … задумывают и ставят каждый свой спектакль», и это важно прокомментировать. На протяжении пьесы все герои, начиная с актеров (Счастливцева и Несчастливцева) и заканчивая Гурмыжской, надевают на себя маски. Одни — чтобы казаться благодетелями (Гурмыжская), другие — чтобы заполучить деньги (Восмибратов, Буланов, Улита), третьи — чтобы добиться счастья (Аксюша и Петр). Однако Островский действительно «готовит сцену и зрителей» для приведения в столкновение этих персонажей. Драматург сначала дает читателям (зрителям) возможность «раскусить» настоящие черты характеров действующих лиц, показывает контраст между реальностью и маской при помощи диалогов Гурмыжской:

Спектакль "Лес" с Марией Ароновой
г. Электросталь, 2019
с соседями — с Аксюшей
с Несчастливцевым — с Счастливцевым
Ведь мы не сразу понимаем, что есть сущность человека, а что — его второе лицо. Интересно и то, что почти все действующие лица показываются нам как «маски», и с этими «масками» контрастируют актеры — почти единственные, кто в пьесе при первом своем выходе на сцену являют истинное лицо, а затем уже маску. По сути, они становятся борцами за правду, и их маска — способ защиты от невежества и зла, царящего в «лесу» Гурмыжской.

Журавлева также характеризует соседей Гурмыжской как «зрителей, необходимых для характеристики показанного нам мира». Получается, без них не было бы смысла описывать историю с Булановым (Гурмыжская настойчиво требует называть его женихом Аксюши), потому что не было бы тех, для кого ее разыгрывать.

Сначала мне казалось, что мы, зрители, оказываемся на месте этих соседей. Однако и мы, в отличие от них, посвящены во все интриги семей. Именно поэтому в конце пьесы соседи кажутся нам немного смешными (ведь они же не знали, что произошло на самом деле!). Тогда ясен вывод: сталкиваясь в жизни с подобными лицемерами, мы со стороны кажемся такими же смешными.

"Лес" на сцене
КДЦ "Сатурн", 2019
"Лес" в Русском театре, 2013
Новаторство Островского в том, что он вводит в пьесу как бы четвертую сторону (первая — условное «зло», вторая — «добро», третья — зрители), и только для этой единственной стороны маски остаются неснятыми. Этим театром в театре, комедийной матрешкой Островский разрабатывает в комедии проблему гуманности и антигуманности «надевания маски».

Иными словами,
«Лес» Островского — намек на то, что в реальной жизни мы окажемся (скорее всего) не на том месте, с которого наблюдали за этими спектаклями-интригами, а на месте соседей Гурмыжской.
Понравилась статья?